На главную
Выпуск №1 (2007 год)
Школа мысли Праздничный коллаж Заглянем в музей Наша гостиная В учительской Необычно? Важно! Интересно... Творческая мастерская
Анонсы
Выпуски журнала
Славянский мир

Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения.

Общая численность славянских народов сегодня—около 300 миллионов человек. Из них: русских—150 млн, украинцев—45 млн, поляков—40 млн, белорусов—10 млн, чехов—10 млн, болгар—8 млн, сербов—10 млн, словаков—5 млн, хорватов—5 млн, словенцев—2,5 млн, боснийцев—1,5 млн, македонцев—1,5 млн, русинов—1 млн, черногорцев—0,6 млн, лужичан—0,1 млн. Миллионы славян проживают в США, Канаде, неславянских странах Европы, Австралии и других странах.

Источники по истории древних славян — это археологические и лингвистические данные, сведения греко-римских и византийских историков, раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие сведения о славянах относятся к 1—2 векам нашей эры.

К VII веку славяне заселили пол-Европы. Формируется общеславянская культура, а на ее основе — свыше десятка национальных культур…

Славянская культура — особое звено между миром романо-германских народов и Востоком — азиатскими типами культур. Славянский мир изначально был открыт этим во многом противоположным влияниям, но и сохранил оригинальную самобытность.

Религия в славянском мире была мощным разделяющим и объединительным фактором. Все славянские народы изначально приняли христианство. В XI веке произошло разделение христианства на восточное (православие) и западное (католичество). Единство нарушилось. Православие приняли болгары, сербы, черногорцы, позднее—великорусы, малорусы (украинцы), белорусы. Католицизм распространился в Польше, Чехии, Словении, Хорватии. В Боснии—богомильство, а затем—мусульманство.

Вклад славянских народов в мировую культуру огромен.

Имена Константина-Философа и Мефодия, Яна Амоса Каменского, Яна Гуса, Ивана Федорова, Франциска Скорины, Юрия Крижанича, Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Сметаны, Дворжака, Климента Охридского, Паисия Хилендарского, Симеона, Петра I, А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, П. Чайковского, Ф. Шопена, М. Огинского, А. Мицкевича, Я. Гашека, М. Шолохова, М. Горького, тысячи других имен—вехи нашей общей истории, визитные карточки славянства, пропуск в будущее общечеловеческой культуры.

Россия многие столетия была важным притягательным центром, опорой и надеждой славянства, особенно в борьбе за свое национальное освобождение. Тысячи граждан славянских государств окончили российские университеты, институты, военные академии, консерватории. Их связывают литература и живопись, фольклор и музыка, архитектура, кровь, пролитая в сражениях—«За вашу и нашу свободу».

Международная общественность и научные организации традиционно проявляют огромный интерес к исследованию богатейшей культуры славянских народов.


Среди научных центров славяноведения ведущее место занимает «Международная ассоциация по изучению и распространению славянских культур при ЮНЕСКО».

В Австрии (с 1886 года!) ведут славистические исследования шесть научных институтов и обществ. В Болгарии такими проблемами занимаются университеты и Институт балканистики Болгарской Академии наук. В Англии—около десятка научных центров, кафедр вузов, обществ славистов. В Венгрии есть специальные кафедры славистики при университетах. В Италии—Институт славянской филологии. В Канаде активно работает ассоциация славистов. В Украине и Белоруссии—научные институты и кафедры. В США существует несколько центров и Объединенный комитет славистов. В Германии—девять научных учреждений и Институт славистики. В Чехии—десять учреждений и Институт сравнительного изучения славянских литератур и славянского языкознания. Иначе говоря,—во всех мировых научных центрах славистика входит в предмет их интересов.

Институт славяноведения Российской Академии наук является главным научным учреждением, занимающимся комплексным изучением истории, филологии и истории культуры славянских народов. Институт продолжает классические традиции российского славяноведения, история которого насчитывает более двухсот лет. Институт был основан в 1947 году. В его создании непосредственное участие принимали выдающиеся слависты Б. Д. Греков, В. И. Пичета. В Институте работали академики С. П. Обнорский, М. Н. Тихомиров, Д. Ф. Марков, Ю. А. Пигарев, Н. И. Толстой, член-корреспондент Н. П. Третьяков. Институт издает журнал «Славяноведение»—единственное в стране периодическое научное издание, посвященное истории, культуре, литературе и языкам славянских народов. Институтом опубликованы многие фундаментальные труды: «История Болгарии» в двух томах, «История Польши» в трех томах, «История Чехословакии» в трех томах, «История Югославии» в двух томах и сотни других работ. Активно работает Международная ассоциация белорусистов и Международная ассоциация украинистов.

Надеюсь, что молодое поколение,—с помощью современных средств информации и коммуникации,—сможет вызвать к новой жизни классические труды по славистике и поддержать ее высокие научные традиции. Последние могут быть реализованы и в первых научных пробах школьников. Новые средства помогут установить живые связи между ровесниками разных народов.

К сожалению, славяне никогда не были особенно дружной семьей. Еще А.С. Пушкин писал об «извечном споре славян между собою», имея в виду прежде всего русско-польские отношения. Высоко оценивая всегда культурное сотрудничество и достигнув успехов в этой области, славяне серьезно расходились в решении политических проблем. Только общая угроза побуждала славян к взаимодействиям. Только полный разгром гитлеровской Германии, в который наибольший вклад внесли именно славянские народы, особенно русские, украинцы, белорусы и югославы, спас их от «славянского холокоста», многократно превосходившего по масштабам первый.

***

Самарцы издавна поддерживают дружеские отношения с друзьями и коллегами в Украине, Белоруссии, Польше, Сербии, но особенно в Болгарии.

Ежегодно третьего марта (день подписания Сан-Стефанского русско-турецкого договора 1878 года) болгарский народ празднует годовщину освобождения своей страны от османской зависимости. Договор отразил успехи России в войне 1877-1878 гг и поражение Турции. Одновременно он явился победой балканских народов в их борьбе за свободу.

В период, когда необходимо было поддержать восставший против турецкого засилья болгарский народ, родился один из светлейших символов братства—Самарское знамя. Этому знамени было суждено стать знаменем-героем, награжденным самым высоким отличием доблести и славы Болгарии—Орденом Храбрости I степени.

Активную роль в создании знамени сыграл Петр Владимирович Алабин (1824-1896)—воин, писатель, исследователь края, общественный деятель, самарский городской голова и первый губернатор освобожденной Софии.

Признательные потомки воздвигли в Стара-Загоре в честь знамени величественный памятник, а тысяча трехсотой годовщине Болгарского государства в знак вечной дружбы и признательности Стара-Загора подарила городу-побратиму Самаре копию Самарского знамени.


Заведующий кафедрой Отечественной истории и историографии Самарского Государственного Университета доктор исторических наук профессор Ленар Васильевич Храмков.


вверх