На главную
Выпуск №2 (2008 год)
Школа мысли Праздничный коллаж Заглянем в музей Наша гостиная В учительской Необычно? Важно! Интересно... Творческая мастерская
Анонсы
Выпуски журнала
Вчера, сегодня, завтра начальной школы МОУ СОШ №132

В этой статье заместитель директора по начальной школе Коровина Татьяна Николаевна освещает вопросы, касающиеся большой работы, проводимой в начальной школе за последние годы.

Вчера…

На формирование начальной школы МОУ СОШ № 132 влияют различные факторы, в том числе внешние и внутренние.

К внешним факторам в первую очередь относится влияние образовательной политики России на развитие школы: участие школы и учителей школы в национальных проектах, новые нормативные документы Министерства образования.

Одним из важнейших внешних факторов является историческое своеобразие школы № 132 и ее традиции.

Школа №132 Ленинского района г. Самары создана более 100 лет назад. Это одно из старейших образовательных учреждений города.

В разные годы школа было экспериментальной площадкой как городского, так и областного уровней, и получала заслуженную оценку своей деятельности в различных конкурсах и номинациях.

У школы давние славяноведческие традиции, с 1995 года в школе проводятся Славянские чтение (прошедшие путь от школьных до международных).

Славянские чтения

Одним из самых последних достижений в 2006 году является победа в конкурсном отборе в рамках программы «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

Сегодня…

Структура начальной школы представляет собой гибкую систему формирования общеобразовательных классов (в зависимости от определяющих условий - это могут быть собственно общеобразовательные классы, классы с дополнительным изучением хореографии, классы «Школы Здоровья») и достаточно устоявшуюся систему формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Классная физминутка

В настоящее время в начальной школе 16 классов:

  • 3 класса - гуманитарных
  • 3 класса - естественнонаучных
  • 3 класс - математических
  • 2 класса - хореографических
  • 3 класса - классы «Школы ЗдоровьЯ»

Учебный план в начальной школе основной документ.

Чем он интересен? В начальной школе изучается предмет «Устное народное творчество», разработанный учителями начальной школы нашей школы, во 2 - 4 классах введен дополнительный час физкультуры - подвижные игры, в каждом профильном классе есть дополнительный предмет, часы профильных предметов делятся на подгруппы.

Учебники, по которым обучаются дети в начальной школе, представлены следующими учебно-методическими комплексами: «Школой России», «Начальной школой 21 века», «Школа 2100».

Коллектив начальной школы стабилен. В начальной школе работает 16 учителей.

Основу педагогического коллектива составляют учителя от 30 до 40 лет – 47% учителей, от 40 до 50 лет – 33%, всего – 80%.

Коллектив школы

Все учителя опытные со стажем работы от 10 до 20 лет и более.

60% учителей имеют первую и высшую квалификационную категории.

У одного учителя - звание «Заслуженный учитель России», 2 учителя награждены знаком «Почетный работник образования».

В 2006 году один учитель поощрен президентской премией.

С 1993 года педагогический коллектив начальной школы работает в инновационном режиме и целенаправленно формирует образовательное пространство, стимулирующее высокое качество обучения и развитие потенциальных возможностей учащихся.

В начальной школе ведется интенсивное внедрение в учебный процесс дифференцированного обучения, личностно – ориентированного обучения, метода проектов, обновление УМК, создана программа «Устное народное творчество», издана книга (в книге помещены разработки учителей начальной школы), ведется работа по «Программе сохранения и укрепления здоровья».

Завтра…

Таким образом, проанализировав внешние и внутренние факторы, а также на основе Концепции развития инновационной деятельности МОУ СОШ №132, основной целью которой является организовать дополнительные возможности для реализации метода проектов и компетентностно-ориентированного обучения в школьной практике, мы можем ответить на следующий вопрос:

Какой мы видеть начальную школу в будущем?

Основными целями развития начальной школы становятся:

  1. Сохранения потенциала конкурентоспособности начальной школы МОУ СОШ №132 внутри района.
  2. Создание системы работы с одаренными детьми.

Основные направления деятельности для реализации поставленных целей:

  • Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе: метод проектов, личностно-ориентированного обучение и развитие, компетентностное обучение: коммуникативные и информационные технологии
  • Предоставление возможности учащимся выстраивать индивидуальную обра-зовательную траекторию через:
    1. Широкий выбор дополнительных платных педагогических услуг, использование ресурсов школьного компонента.
    2. Формирование классов различной направленности: классы с углублением, классы с сочетанием основной и дополнительной систем обучения, классов «Школы Здоровья», классов полного дня.
    3. Предоставление родителям возможности выбора возможных форм обучения: семейная, индивидуальная и др.
    4. Организация работы с одаренными детьми через участие в олимпиадах, конкурсах «Русский медвежонок», «Первые шаги в науку», Славянских чтениях; разработку и создание «Программы работы с одаренными детьми в начальной школе» (с привлечением психолога).

Итак, что мы планируем достичь в результате работы по данным направлениям следующих результатов:

Планируемые результаты развития начальной школы

  • Достижение планируемых результатов обучения: сохранение высокого качества обучения в классах с пропедевтикой углубленного изучения отдельных предметов на уровне 70 - 72%, в общеобразовательных классах на уровне – 60 - 65%
  • Создание единого образовательного пространства дошкольная гимназия – начальная школа – среднее звено, сохранение контингента учащихся
  • Создание единой образовательно-воспитательной среды
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся

О некоторых шагах в реализации стратегии развития начальной школы можно судить по опыту работы.

Итак, отталкиваясь от Планируемых результатов развития начальной школы, мы можем сказать о том, что высокое качество обучения в начальной школе стабильно сохраняется уже на протяжении последних четырех лет и составляет 70 – 75%.

Сохраняется высокое качество обучения в классах с пропедевтикой углубленного изучения отдельных предметов на уровне русский язык – 65 – 69, математика – 70 – 100 , окружающий мир – 88 – 100. Русский язык оставляет им еще довольно большое поле для деятельности, В этом направлении нам и предстоит еще работать.

В начальной школе ведется работа над сохранением и укреплением здоровья учащихся: разработана программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы, она охватывает различные направления, ведется работа по ее внедрению, создаются специализированные классов здоровья на базе общеобразовательных классов.

Программа показала свои первые положительные результаты, об эффективности программы свидетельствуют: уменьшение количества простудных заболеваний (уменьшение количества пропусков), улучшение психологического климата (по результатам психологического обследования), родители отметили эффективность в применении программы в анкетировании.

Реализацию целей:

  • Создание единого образовательного пространства дошкольная гимназия – начальная школа – среднее звено, сохранение контингента учащихся;
  • Создание единой образовательно-воспитательной среды для предоставления возмож-ности учащимся выстраивать индивидуальную траекторию.

Можно проследить по следующим фактам:

  • Создается система работы с одаренными детьми:
    1. Система участия начальной школы в работе «Славянских чтений» (школьный тур);
    2. Начальная школа постоянно принимает участие в различных конкурсах: «Первые шаги в науку», «Русский медвежонок», «Кенгуренок», «Физическая культура, здоровье и спорт», «Калейдоскоп открытий», «Рождественский фестиваль» и др.
  • Работа над славянским компонентом:
    1. Это традиционные календарные праздники: Осенины, Масленица, Жаворонки;
    2. Изучение «Устного народного творчества» в рамках учебного плана;
    3. Подготовка хрестоматии по «Устному народному творчеству»;
    4. Система участия начальной школы в работе «Славянских чтений» (школьный тур).
    Осенины
  • Предоставление возможности учащимся выстраивать индивидуальную траекторию:
    1. Дополнительные платные образовательные услуги (риторика, информатика в играх и задачах, классы здоровья);
    2. Формирование классов с пропедевтикой углубленного изучения отдельных предметов;
    3. Формирование специальных классов на основе общеобразовательных: классов, сочетающих базовое и дополнительное образование (хореография), классов «Школы здоровья».
    Арттерапия

Многое еще предстоит сделать, но уже есть достижения, которые отмечены не только на внутришкольном уровне, но и на городском, и всероссийском.

  • В марте 2006 года программа по укреплению и сохранению здоровья МОУ СОШ №132 заняла I место на конкурсе «Экология детства - путь в XXI век», проводимым в Центре развития образования.
  • В 2006 году учитель начальных классов Гирбусова В.П. в конкурсном отборе «Поощрение лучших учителей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования» была поощрена президентской премией.

Коровина Татьяна Николаевна,
заместитель директора по начальной школе МОУ СОШ №132.


вверх