На главную
Выпуск №2 (2008 год)
Школа мысли Праздничный коллаж Заглянем в музей Наша гостиная В учительской Необычно? Важно! Интересно... Творческая мастерская
Анонсы
Выпуски журнала
Новые веяния в образовании

Директор школы Глазунова Л.В.- Лилия Викторовна, как давно вы работаете в школе?

- В школе я работаю с 1 сентября 1985 года, то есть уже больше 20 лет я работаю учителем. И скоро будет 5 лет, как я работаю директором.

- Изменился ли за то время, что вы работаете директором, подход к образованию в школах вообще?

- Подход к образованию, действительно, изменился. Наверное, нужно говорить о том, что сейчас мы переходим к информационному обществу. Школы захлестнула волна информационных технологий. Появились даже новые названия – «цифровая школа», «информационная школа», то есть такие школы, которые очень хорошо оборудованы новой техникой и где информационные технологии играют особую роль. Если говорить о школе №132, то за последние несколько лет у нас сначала появилось новое оборудование в компьютерном классе: мы заменили старые компьютеры на новые еще в 2004 году. Потом, когда школа в 2006 году получила грант в 1000 000 рублей, было закуплено оборудование для медиа-центра, то есть появились ноутбуки, принтеры, приобретена техника специально для использования информационных технологий: цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, чтобы появилась возможность для работы над какими-то интересными проектами. Создание школьного сайта – это одна из составляющих «новой школы». Был создан Интернет-журнал, который раньше не издавался. И, действительно, получается, что школой правят информационные технологии. Это, несомненно, большое изменение. Второе изменение, произошедшее в образовательном процессе и которое я бы хотела отметить, связано с проектной деятельностью. Если раньше были сами по себе уроки, а интересные практические проекты существовали отдельно от урочной деятельности, то сейчас одной из современных образовательных технологий становится технология проекта, то есть когда тема определенного урока выливается в практическую деятельность. Например, какие-то темы по биологии становятся проектом, связанным со школьной клумбой, проекты по научным работам выходят на практические разработки, скажем, по охране водных ресурсов Самарской области. Или создание того же Интернет-журнала: здесь задействованы уроки литературы и русского языка, и уроки информатики, и уроки истории. В итоге это не просто освоенные знания, не просто то, что выучено, а еще и продукция, как, например, такой электронный журнал для молодежи.

- То есть, информационное технологии и компьютерные, в общей сложности, одно и то же?

- Да, информационные и компьютерные технологии в общем смысле составляют одно и то же.

- А какие можно выделить плюсы и есть ли минусы у этих новых технологий?

- Плюсы информационных технологий – это, безусловно, быстрота и доступность информации. Помню, когда я была студенткой, для поиска нужной тебе информации нужно было ехать в областную библиотеку, найти нужную тебе книгу в книгохранении, ждать несколько часов, пока тебе ее принесут. Теперь мы имеем возможность выходить в Интернет и через какое-то время получить нужную информацию. Кроме того, расширяются возможности в общении: электронная почта, возможность общаться в «аське» и так далее. Быстрота, доступность, своевременность информации – это, конечно, плюсы. Есть ли минусы? Надо помнить, что компьютерные технологии и Интернет – всего лишь помощники нашей мыслительной деятельности. И, чтобы научиться мыслить, кроме компьютера нужны еще какие-то вещи. Во-первых, это – книга, которая в развитии мыслительной деятельности, в развитии интеллекта не заменит компьютер никогда. И хотелось бы, чтобы не было перехода, в процессе которого информационные технологии становятся развлекательными. Сейчас становится популярной именно компьютерная игра, времяпровождение, которое занимает очень много времени у человека и пищи для ума не приносит. Компьютер должен все-таки помогать развиваться, а не быть инструментом для пустого «развлекательства». Такое засилье компьютерных игр является, безусловно, минусом.

- Эти минусы как-то можно избежать?

- Наверное, должен пройти определенный этап, пока общество не насытиться компьютерами в качестве игрушек. Игромания - такая вещь, когда рука опять тянется к компьютеру и хочется нажимать все кнопки подряд. Нужно с детства учиться тому, чтобы компьютерные игры не заменили живой жизни. Еще одна опасность, связанная с компьютерными технологиями – малоподвижный образ жизни. Современная политика образования, молодежной культуры связана с крепким, физически здоровым человеком. Компьютер, к сожалению, отнимает у нас то время, которое мы могли бы использовать для занятий спортом, подвижными играми, общению с друзьями. Этого нельзя допускать. И здесь определенную роль должна сыграть семья, родители.

- То есть гармоничной личности, как таковой, нет?

- Это зависит от каждого из нас персонально. Тот человек, который может правильно и разумно подходить и к компьютеру, и к своему свободному времени, и к своему развитию, тот может вполне сам сотворить в себе гармонию. Каждый из нас – творец собственной гармонии, и для этого все существует – компьютер, свободное время, возможность заниматься любимым делом, нужно только правильно распределить свои усилия.

- Современные образовательные технологии – они как-то могут предположить развитие гармоничной личности?

- Я думаю, что да. Если раньше на уроках информатики учитель знакомил вас, как обращаться с компьютером, то сейчас это отпадает: компьютер практически у всех есть дома и как с ним работать, вы знаете. А на уроках в школе учитель должен научить именно разумному пользованию компьютерами и показать ту грань, которая отделяет компьтер-помощник от компьютера, который отнимает все наше свободное время.

- Лилия Викторовна, интересно узнать, при внедрении новых технологий педагогический коллектив столкнулся с какими-то трудностями?

- Да, и я думаю, что эти трудности были более существенны, чем те, с которыми могли столкнуться ребята при знакомстве с компьютером. Ни для кого не секрет, что любой школьник пользуется компьютером лучше, чем человек, скажем так, среднего возраста и даже старшего. Конечно, есть люди, которые и после 50 блестяще владеют компьютерами, но таких единицы. Если взять педагогический коллектив, то, конечно, не так много людей среди нас владеют компьютером, хотя для молодых учителей, которые приходят в школу, вопрос «Владеете ли вы компьютером?» является странным. Учителя старшего возраста проходят очень непростую пору: они должны решать, хотят ли они остаться современными и идти в ногу с новыми образовательными технологиями и с детьми, которых они учат. Многие учителя сейчас старательно овладевают компьютером: учатся входить в Интернет, пользоваться электронной почтой, использовать компьютерные технологии на уроках. Есть замечательные примеры: Царькова Лариса Константиновна, учитель английского языка, которая всегда использует компьютерные технологии на своих уроках. Дроздова Ирина Валентиновна, которая вместе с учениками делает электронные презентации, Полянская Надежда Вячеславовна – учитель биологии. Заместитель директоров – Курьянова Нина Федоровна, которая замечательно владеет компьютером и с удовольствием осваивает новые программы и подходы. Конечно, есть еще большое поле для работы, чтобы учителя окончательно освоились и научились пользоваться компьютером. А учителей, которые не готовы и не хотят, осталось единицы. Остальные, кто уже расценивают неумение владеть компьютером как недостаток, пытаются его избежать. Сейчас общество настолько компьютеризировано, что стало понятно, что учителя тоже не смогут обойтись без умения пользоваться компьютером. Процесс освоения компьютерной грамотности, безусловно, активизировался.

- Какие перспективы конкретно у нашей школы благодаря внедрению новых технологий?

- Во-первых, я надеюсь, что школьный Интернет-журнал привлечет много ребят для самой разной интересной работы. И каждый найдет для себя занятие: кто-то будет заниматься версткой, кто-то разместит интересные фото и видеосюжеты, кто-то опубликует свои научные работы. Благодаря Интернет-журналу расширится наше информационное поле, мы будем больше узнавать друг о друге. У нас очень большая школа – 43 класса, и мы порой не знаем, что происходит в соседнем классе, в классах постарше или помладше. И хотя проводятся разные общешкольные мероприятия, нам трудно собраться всем вместе и рассказать о своих делах. А журнал может это позволить: легче будет информировать о жизни школы и классов, думаю, что это заинтересует и родителей, которые смогут больше узнать о школе. Появятся новые возможности для общения и для того, чтобы представить себя ребятам талантливым и ярким. Мы так же будем продолжать компьютеризировать классы. На сегодняшний день у нас только один компьютерный класс и, конечно, для такой большой школы это очень мало. Мы приняли решение оборудовать компьютерами кабинет английского языка, потому что на сегодняшний день существует очень много интересных программ, обучающих английскому языку, и многие учителя иностранного языка готовы работать с такими программами. Я думаю, будет оборудовано компьютерное место в библиотеке для ребят, работающих над школьной газетой, и они будут работать с программами, необходимые для верстки школьной газеты. И я рассчитываю, что учительские компьютеры мы будем оборудовать не только в кабинетах информатики, а непосредственно в предметных кабинетах.

Хочется пожелать успеха всем участникам образовательного процесса в этом непростом деле: информатизации школьного пространства.

Интервью подготовила Никитина Александра,
ученица 9 «А» класса.


вверх