|
|
|
Пятнадцать лет со славяноведческим компонентом |
Наверное, начиная с осени 1993 года, когда наша школа вступила в
Международную Ассоциацию славянских школ, а, значит, уже на протяжении
пятнадцати лет, мы говорим, что у нашей школы своя специфика.
Гуманитаризация образовательного процесса в нашей школе предполагает
введение славяноведческого компонента как в учебный план, так и в
воспитательный процесс и внеклассную работу. Мы видим школьный компонент
как средство самоактуализации и социализации личности, воспитания
социально-активного поколения через включение в новый
культурно-образовательный контекст. Это:
- научно-исследовательская и
просветительская деятельность – Славянские чтения;
- погружение в
народную праздничную культуру и традиции;
- культурный обмен и
международные связи – детская дипломатия;
- занятия в кружках и студиях;
- деятельность Интернет-журнала «Славянский форум».
 Как же практически
реализуется наш славяноведческий компонент?
- Когда мы говорим об учебно-исследовательской и научно-просветительской деятельности наших учащихся, то имеется в виду как участие наших детей со славяноведческими докладами в городских, областных научных конференциях, так и наши Славянские чтения, которые, начиная с 1995г. прошли путь от внутришкольной конференции просветительского характера через городские мероприятия учебно-исследовательского направления (Городские чтения) до открытых Международных Славянских чтений с приглашением учащихся из зарубежных славянских школ. Наши традиционные Славянские чтения призваны обеспечить системную поисково-исследовательскую деятельность учащихся, самостоятельное, углубленное изучение исторического и культурного наследия славянских народов.
- Погружение в народные праздники и традиции помогает учащимся познать свои истоки, свои корни, воспитывает уважение к культуре как своего народа, так и других славянских народов.
С учетом специфики организации учебно-воспитательного процесса
в школе, с целью приобщения учащихся к традиционным народным
праздникам, пробуждения интереса к русскому фольклору ежегодно мы
проводим фольклорные семейные праздники, такие как «Осенины»,
«Прасковья-льняница – покровительница женских ремесел», «Наум,
наставь на ум!», «Кузьминки», «Никольщина», «Выходила Коляда»,
«Святочные посиделки», «Русская матрешка», «Масленица», «Здравствуй,
Веснушка-весна!» и т.д.
Сегодня мы можем говорить о сложившейся системе школьных праздников,
где знание народных традиций находит свое практически действенное
выражение.
- Принимая делегации своих друзей и единомышленников из зарубежных школ-партнеров, посещая эти школы с ответными визитами, участвуя в Мележевских чтениях в Гомеле, других научно-исследовательских и творческих мероприятиях, конференциях, фестивалях, организуя проживание гостей в семьях, проводя совместные вечера дружбы, круглые столы, брейн-ринги, творческие встречи в наших гостиных, – мы этим самым реализуем свое участие в международном проекте «Славянский мост – детская дипломатия». Славянский мост – это то, что способствует тесному и открытому общению, полноценному сотрудничеству, взаимному обогащению культур. Когда все это является жизненной необходимостью и непреходящей ценностью, когда у ребят появляется государственное мышление и чувство ответственности за судьбы народов, мы можем говорить, что детская дипломатия приносит свои плоды. Возводя славянский мост, мы воплощаем в жизнь идеи тесного и открытого общения, согласия и сотрудничества, взаимопонимания и толерантности, единства в многообразии, делового и культурного диалога.
- И, наконец, «Славянский форум». Согласно своей концепции Интернет-журнал «Славянский форум» призван объединить всех участников школьного образовательного процесса, которые могли бы совместно решать образовательные, научно-исследовательские, информационные, социокультурные задачи в различных областях знаний. Кроме того, «Славянский форум» должен способствовать объединению сети школ, ассоциированных общей идеей. Интернет-журнал расширяет возможности общения с единомышленниками и партнерами на межрегиональном, с привлечением центров славистики, и международном уровне, привлекая школы славянских государств, где есть преподавание русского языка.
 Хочется пожелать нашему славяноведческому компоненту и «Славянскому форуму» успешной реализации своих планов.
Приглашаем всех к сотрудничеству!
Л.И. Шошкина,
зам. директора по НМР
|